Время и мы. № 146 (2000)
Место издания
Тель-Авив
Издательство
Время и мы
Год издания
Физическая характеристика
155 с.
Периодическое издание
Дата поступления
2011-04-05
Электронное издание
Давид Титиевский
Эта страница просмотрена
5964 раз(а).
Электронная книга в текстовом pdf файле.
PDF : 1.91 Mb
Дополнительное описание издания:
СОДЕРЖАНИЕ
ГАЙД-ПАРК ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ- Что век грядущий нам готовит?
- Борис ХАЗАНОВ. Праматерь
- Борис РАХМАНИН. Три рассказа
- Владимир ФРИДКИН. В России и за границей
- Лариса МИЛЛЕР. Наум БАСОВСКИЙ. Былые мифы провожая
- Александр ТИМОФЕЕВСКИЙ. Мир - духа отраженный свет
- Ирина МАШИНСКАЯ. Ведь ты один, как никогда
- Дмитрий БЫКОВ. Антикоммунист
- Вадим ДУБНОВ. Этюд о евреях
- Виктор ПЕРЕЛЬМАН. Русское нашествие и новый Израиль
- Рабби Адин ШТЕЙНЗАЛЬЦ. Кто мы: трагические актеры или самобытная нация?
- Андрей НУЙКИН. Реквием по перестройке
- В. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ. Предвыборный гамбит Бориса Ельцина
- Владимир ШЛЯПЕНТОХ. Россия и Моника Левински
- Аркадий ЛЬВОВ. Разговоры с Симоновым
- Пятое лицо Уинстона Черчилля
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АРКАДИЯ ЛЬВОВА
В 1969-м году Одесса отмечала свое 175-летие. Праздничная кампания, затеянная хозяевами города загодя, обернулась настоящим шабашем, венцом которого, как намечалось, должно было стать низвержение памятника герцогу Ришелье у Потемкинской лестницы и установка на его месте памятника генералиссимусу Суворову, по партийной версии подлинному основателю Одессы.Увы, свидетельствам самого генералиссимуса ревнители отечественной славы из секретарских кабинетов обкома партии придавали так же мало значения, как и всяким другим свидетельствам истории.
Я обратился к Валентину Катаеву с просьбой заступиться за Дюка — одесситы называют герцога Ришелье на французский манер «Дюк» — и за историю родного города.
Катаев внимательно выслушал меня и сказал:
— Если надо, чтобы кто-нибудь считался основателем Одессы, так пусть это лучше будет Суворов, чем кто-нибудь другой.
— Валентин Петрович, но есть же история.
— Что значит история! — вскинулся он. — Нет никакой истории, есть память людей о событиях, у каждого по своему.
Воротясь из Переделкина, где у меня была встреча с Катаевым, я позвонил Симонову, рассказал о разговоре, какой там произошел, и закончил просьбой:
— Константин Михайлович, вы автор поэмы «Суворов», в сорок первом году были военным корреспондентом в осажденной Одессе. Помогите.
— Давайте, — сказал Симонов, — садитесь в метро, приезжайте.
Я приехал. Сели за стол, он налил кофе, кивнул головой:
— Рассказывайте.
Рассказ получился длинный, с экскурсами в российскую историю конца XVIII века, приобретая слишком лирическое направление. Надо как-то повернуть к главному. Симонов, должно быть, заметил это и резко, по своему обыкновению, прервал:
— Короче, давайте ближе к делу. Что вы предлагаете? У вас есть план?
Никакого плана у меня не было. Я представлял себе, что Симонов напишет статью, очерк, опубликует в «Правде» или «Известиях», на худой конец, в «Литературке», а дальше все завяжется само собой.
— Нет, — сказал Симонов, — это не годится. Я вижу, вы не продумали. Тут нужно коллективное письмо историков, литераторов, деятелей культуры. Начинать надо с историков. Вы знаете академика Державина? Не знаете. Обратитесь к нему. Сошлитесь на разговор со мной. Приготовьте заранее текст. Державин скажет, к кому еще он рекомендует обратиться. Когда подпишут историки, приходите ко мне: я подпишу.
Ни к Державину, ни к другим академикам-историкам я не обратился. Идея коллективного письма историков, литераторов, деятелей культуры была неприятна мне, хотя бы и по такому делу, где требовалось отстоять подлинную историю моего родного города.
Вскоре в «Неделе» появился мой очерк «Одесские катакомбы», а затем в одесской газете «Знамя коммунизма» — набранное едва заметными буквами сообщение, что Комитет по геодезии и картографии при Совете министров СССР объявил памятник Ришелье в Одессе «под охраной закона».