Время и мы. № 36 (1978)
Место издания
Тель-Авив
Издательство
Время и мы
Год издания
Физическая характеристика
116 с.
Периодическое издание
Дата поступления
2010-12-22
Электронное издание
Давид Титиевский
Эта страница просмотрена
7103 раз(а).
Электронная книга в текстовом pdf файле.
PDF : 1.73 Mb
Дополнительное описание издания:
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОЗА- Виктор ПЕРЕЛЬМАН. Двое и одна
- Сергей ДОВЛАТОВ. Ищу человека
- Анри ВОЛОХОНСКИЙ. Одно око
- Е. Ф. САБУРОВ. Беспамятные наши души
- Илья БОКШТЕЙН. Из причинности в чудо войдя
- Арье ТАРТАКОВЕР. Либерализм, христианство и евреи
- Дора ШТУРМАН. Хаос вместо демократии
- Петр ВАЙЛЬ, Александр ГЕНИС. Шампанское и политура
- Наталия АГРОСКИН. Русский авангард
- Михаил ДЕМИН. Таежный бродяга
- "Художник и общество"
- Сай ФРУМКИН. Не хочу быть хранителем Катастрофы
ФРАГМЕНТ ИЗ СТАТЬИ НАТАЛИИ АГРОСКИН О РУССКОМ АВАНГАРДЕ
Коммерческая история русского авангардного искусства — искусства как товара — крайне увлекательна, приближаясь по занимательности к детективному жанру. В самых общих чертах попытаюсь наметить канву этого детективного сюжета, где поразительно сочетаются творчество, новаторство и мастерство с авантюрным духом "золотой горячки".В 1912 году впервые абстрактные работы Кандинского и Делане были показаны на выставке "Голубой наездник". По свидетельствам критики того времени, выставка прошла успешно. Дух новизны заинтересовал публику — но не круг коллекционеров и богатых меценатов, которые, по всей вероятности, отличались консервативной осторожностью — а круг богемы и художников, кем и были приобретены все раскупленные на выставке работы. Три картины купил русский художник Алексей Явленский и еще несколько — его приятель, также живописец. В те же годы приобретает известность и входит в моду европейский кубизм, который становится основным коммерческим конкурентом русского абстрактного искусства.
В 1922 году в Берлине проходит первая крупная и успешная выставка русского авангарда одновременно с рядом не менее успешных персональных выставок художников-конструктивистов в Германии и Франции. Казалось бы, русский авангард стоит на пороге славы... Но, видимо, ему было не суждено познать успех и славу. Выставленные в 1925 году на международной выставке работы русских конструктивистов не привлекли внимания. Осталось почти незамеченной ретроспективная выставка русского авангарда в Берлине в 1927 году и персональная выставка Кандинского во Франции в 1929 году.
В чем же причина этого внезапного спада интереса к русскому авангарду в конце двадцатых годов? Остался ли он безвестным потому, что был не понят публикой, не принявшей его революционных идей и славянской культурной принадлежности? Или интерес угас в силу геополитических причин: связанные в определенной степени с коммунистическим режимом, не жившие постоянно на Западе, русские художники отвращали своей революционной левизной и приобщенностью к пресловутой "коммунистической угрозе"? Думается, что в этом процессе чисто коммерческим причинам принадлежит главенствующая роль.
В начале двадцатых годов молодой "арт дилер" Канвейлер — интеллектуал (впоследствии импресарио Пикассо) начинает скупать и популяризировать искусство кубизма — Брака, Гриза, того же Пабло Пикассо. Кубистические работы постепенно концентрируются в коллекциях Канвейлеров, а оттуда проникают во все значительные художественные коллекции Европы. Кубистов покупает не только аристократия, но и нувориши-буржуа, стремящиеся вложить свои капиталы в товар, сулящий принести доход. Образованная — при участии Канвейлера — биржа кубистического искусства, акции которой растут, оттесняет на задний план слабое, несостоятельное, не имевшее финансовых патронов русское авангардное искусство, существовавшее в Европе на правах чужестранного чудака.
Знаменательно, что Канвейлер защищал кубизм не только деньгами, связями и умело организованной стратегией рынка, но и пером искусствоведа-критика. Он пишет и публикует в 1920 году (именно в период, когда русский авангард становится заметен в Европе) книгу "Дорога к кубизму". Книга эта отнюдь не только апология кубизму, но прежде всего критика той философской теории, на которую в значительной мере опиралась эстетическая программа Кандинского. Канвейлер резко выступает против "неэвклидового" видения мира, характерного для русского абстракционизма, полностью оторванного от реальности, против славянской склонности к мистике, мессианству и нетрадиционной символике. Книга Канвейлера, популяризировавшая кубизм, насторожила потенциальных коллекционеров русского авангарда и огородила их от несвоевременных денежных вложений.
Интересно, что в 1926 году — именно в том году, когда первая ретроспективная выставка русского авангарда потерпела неудачу, немецкий художник Отто Дикс по заказу — не Канвейлера ли? — написал портрет крупного немецкого магната и коллекционера Флехтхайма, запечатленного в момент покупки кубистических полотен Гриза, Брака и Пикассо. Это живописное произведение было прямой и откровенной рекламой кубизма, способствовавшей, как и всякая реклама, привлечению покупателей и повышению цен на кубизм на бирже искусства. Изысканные патронами кубизма средства оказались настолько эффективны, что до конца Второй мировой войны русский авангард был предан забвению и к нему был почти полностью потерян коммерческий интерес.
Лишь во второй половине сороковых годов он начинает свою вторую жизнь в Европе и Америке. Словно повторяя судьбу французских импрессионистов, художники русского авангарда должны были умереть, дабы обрести славу и величие. В 1935 году, в Москве, прекратив полностью рисовать, умирает Малевич, в 1941 году, также в Москве — Эль Лисицкий, занимавшийся в основном в последние годы жизни организацией выставок и оформительскими работами. И, наконец, в Париже, в 1944 году, в безвестности скончался Кандинский.