Абрам Ильич Фет (1924 — 2007)
Личность Абрама Ильича Фета (1924-2007) для нашего времени уникальна; такие встречались, вероятно, в эпоху Возрождения, французского Просвещения 18 века или среди русской интеллигенции 19 века. Возможно, он был одним из последних представителей этого "вымирающего вида".
Кандидатскую диссертацию по математике он защитил в Московском университете, когда ему едва исполнилось 24 года. Диссертация была признана выдающейся. Докторскую защитил там же. Научные результаты, содержащиеся в ней, до сих пор никто не улучшил. Основная научная специальность Фета в математике — вариационное исчисление; он публиковал работы в области топологии, её приложений к геометрии и анализу. Но его влекла физика, и он начал сотрудничать с выдающимся физиком Ю. Б. Румером. Результатом их сотрудничества стали не только совместные книги "Теория унитарной симметрии" (М., "Наука", 1970) и "Теория групп и квантованные поля" (М., "Наука", 1977), но и собственная фундаментальная монография А. И. Фета "Группа симметрии химических элементов". В этой работе дано физическое обоснование системы химических элементов, и ей, по-видимому, суждено стать классической.
Широта и глубина интеллектуальных и научных интересов А. И. Фета совершенно необычны для нашей эпохи. Среди естественных наук, кроме математики и физики, ему особенно близка была биология. Он обладал глубокими знаниями в гуманитарной сфере, включая не только историю и философию, социологию и психологию, но также литературу и искусство. При этом он был не просто "эрудитом": мощный интеллект позволял ему выстраивать в единую картину факты из разных областей, на первый взгляд никак между собой не связанные. И что, может быть, всего удивительнее — с мощным интеллектом соединялась в нем необыкновенная страстность. О судьбах рода человеческого Фет размышлял не как созерцатель, который "спокойно зрит на правых и виновных, не ведая ни жалости, ни гнева". Он ощущал себя активным деятелем, одним из тех, кто в ответе за будущее человечества.
На протяжении всей жизни он размышлял о человеческом обществе, о биологической и культурной природе человека, об общественном долге интеллигенции, о вере и идеалах. Результатом этих размышлений стали его книги "Пифагор и обезьяна" (1987), "Письма из России" (1989-1991), "Заблуждения капитализма или пагубная самонадеянность профессора Хайека" (1996) и главная из всех — "Инстинкт и социальное поведение", изданная в 2005 году. Эта книга посвящена истории культуры, излагаемой с точки зрения этологии. Автор поставил цель — "выяснить действие социального инстинкта в человеческом обществе, описать условия, фрустрирующие его проявления, и объяснить последствия всевозможных попыток подавить этот неустранимый инстинкт". Фет открыл и впервые описал специфическую для человека форму социального инстинкта, которую назвал инстинктом внутривидовой солидарности. Его специфичность состоит в способности распространяться с меньших групп на бóльшие. На обширном историческом материале автор убедительно показал, каким образом вся наша мораль, вся наша любовь к ближним произошла от глобализации племенной солидарности, которая постепенно превращалась во внутривидовую солидарность, каким образом метка "свой" постепенно распространялась на всё бóльшие сообщества, охватывая в конечном счёте всё человечество.
Абрам Ильич свободно читал на семи европейских языках. Круг его чтения был огромен, и он безошибочно определял истинное значение каждой книги. Те, которые он считал особенно важными, переводил для Самиздата, что при тоталитарной системе власти и жёсткой цензуре было особенно важно. Именно он впервые познакомил российского читателя с основными трудами Конрада Лоренца, чьи идеи оказали сильное воздействие на его собственное мышление: "Восемь смертных грехов цивилизованного человечества", "Так называемое зло", "Оборотная сторона зеркала". Эти переводы, подписанные псевдонимом "А. И. Фёдоров", были дважды изданы в виде сборников: "Оборотная сторона зеркала" (М., Республика, 1998) и "Так называемое зло" (М., Культурная революция, 2008). Он же впервые перевёл и запустил в Самиздат многие книги по психологии, в то время в СССР не допускавшейся: Эрик Берн "Игры, в которые играют люди", "Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых", "Секс в человеческой любви"; Эрик Фромм "Бегство от свободы"; Карен Хорни "Невротическая личность нашего времени" и многие другие.
А. И. Фет был убеждённым противником тоталитаризма. И хотя он был скорее мыслителем, чем диссидентом, весной 1968 года подписал "Письмо 46-ти" в защиту незаконно осуждённых, что стало поводом для изгнания его как из института, так и из университета. Четыре года он оставался безработным, живя на случайные заработки и продолжая заниматься наукой. Настоящая причина была не в письме, а в нравственном максимализме Фета, в его независимом характере и прямоте, с которой он говорил о профессиональных и человеческих качествах своих коллег, об интригах в среде чиновников от науки, о привилегиях, имевших место в Академгородке.
С середины 70-х годов Фет внимательно следил за событиями, происходящими в Польше. Переворот 1980-1981 гг. он воспринял как начало развала "социалистического лагеря". Его книга "Польская революция", написанная по горячим следам, в 1985 году была издана в Париже и Лондоне анонимно. В ней он не только дал глубокий анализ польских событий, но и вскрыл их исторические предпосылки, показал выдающуюся роль интеллигенции в подготовке польской революции и предсказал пути дальнейшего развития этой страны.
Оглядываясь на творческий путь А. И. Фета, можно с уверенностью сказать, что он стоит в одном ряду с самыми выдающимися мыслителями двадцатого столетия. Но одни мыслители выдвигают идеи, созвучные настроениям, господствующим в их эпоху. Они быстро находят признание. Другие мыслители выдвигают идеи против господствующих представлений; такие люди крайне редко обретают славу при жизни. Однако для движения культуры вперёд важнее всего как раз идеи, идущие вразрез с "духом времени"; неисповедимыми путями они пробивают себе дорогу в будущем. Именно таковы идеи Абрама Ильича Фета, не умевшего и не желавшего "идти в ногу со временем". Мы уверены, что его идеям суждена долгая жизнь.
А. В. Гладкий, Л. П. Петрова, Р. Г. Хлебопрос
Кандидатскую диссертацию по математике он защитил в Московском университете, когда ему едва исполнилось 24 года. Диссертация была признана выдающейся. Докторскую защитил там же. Научные результаты, содержащиеся в ней, до сих пор никто не улучшил. Основная научная специальность Фета в математике — вариационное исчисление; он публиковал работы в области топологии, её приложений к геометрии и анализу. Но его влекла физика, и он начал сотрудничать с выдающимся физиком Ю. Б. Румером. Результатом их сотрудничества стали не только совместные книги "Теория унитарной симметрии" (М., "Наука", 1970) и "Теория групп и квантованные поля" (М., "Наука", 1977), но и собственная фундаментальная монография А. И. Фета "Группа симметрии химических элементов". В этой работе дано физическое обоснование системы химических элементов, и ей, по-видимому, суждено стать классической.
Широта и глубина интеллектуальных и научных интересов А. И. Фета совершенно необычны для нашей эпохи. Среди естественных наук, кроме математики и физики, ему особенно близка была биология. Он обладал глубокими знаниями в гуманитарной сфере, включая не только историю и философию, социологию и психологию, но также литературу и искусство. При этом он был не просто "эрудитом": мощный интеллект позволял ему выстраивать в единую картину факты из разных областей, на первый взгляд никак между собой не связанные. И что, может быть, всего удивительнее — с мощным интеллектом соединялась в нем необыкновенная страстность. О судьбах рода человеческого Фет размышлял не как созерцатель, который "спокойно зрит на правых и виновных, не ведая ни жалости, ни гнева". Он ощущал себя активным деятелем, одним из тех, кто в ответе за будущее человечества.
На протяжении всей жизни он размышлял о человеческом обществе, о биологической и культурной природе человека, об общественном долге интеллигенции, о вере и идеалах. Результатом этих размышлений стали его книги "Пифагор и обезьяна" (1987), "Письма из России" (1989-1991), "Заблуждения капитализма или пагубная самонадеянность профессора Хайека" (1996) и главная из всех — "Инстинкт и социальное поведение", изданная в 2005 году. Эта книга посвящена истории культуры, излагаемой с точки зрения этологии. Автор поставил цель — "выяснить действие социального инстинкта в человеческом обществе, описать условия, фрустрирующие его проявления, и объяснить последствия всевозможных попыток подавить этот неустранимый инстинкт". Фет открыл и впервые описал специфическую для человека форму социального инстинкта, которую назвал инстинктом внутривидовой солидарности. Его специфичность состоит в способности распространяться с меньших групп на бóльшие. На обширном историческом материале автор убедительно показал, каким образом вся наша мораль, вся наша любовь к ближним произошла от глобализации племенной солидарности, которая постепенно превращалась во внутривидовую солидарность, каким образом метка "свой" постепенно распространялась на всё бóльшие сообщества, охватывая в конечном счёте всё человечество.
Абрам Ильич свободно читал на семи европейских языках. Круг его чтения был огромен, и он безошибочно определял истинное значение каждой книги. Те, которые он считал особенно важными, переводил для Самиздата, что при тоталитарной системе власти и жёсткой цензуре было особенно важно. Именно он впервые познакомил российского читателя с основными трудами Конрада Лоренца, чьи идеи оказали сильное воздействие на его собственное мышление: "Восемь смертных грехов цивилизованного человечества", "Так называемое зло", "Оборотная сторона зеркала". Эти переводы, подписанные псевдонимом "А. И. Фёдоров", были дважды изданы в виде сборников: "Оборотная сторона зеркала" (М., Республика, 1998) и "Так называемое зло" (М., Культурная революция, 2008). Он же впервые перевёл и запустил в Самиздат многие книги по психологии, в то время в СССР не допускавшейся: Эрик Берн "Игры, в которые играют люди", "Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых", "Секс в человеческой любви"; Эрик Фромм "Бегство от свободы"; Карен Хорни "Невротическая личность нашего времени" и многие другие.
А. И. Фет был убеждённым противником тоталитаризма. И хотя он был скорее мыслителем, чем диссидентом, весной 1968 года подписал "Письмо 46-ти" в защиту незаконно осуждённых, что стало поводом для изгнания его как из института, так и из университета. Четыре года он оставался безработным, живя на случайные заработки и продолжая заниматься наукой. Настоящая причина была не в письме, а в нравственном максимализме Фета, в его независимом характере и прямоте, с которой он говорил о профессиональных и человеческих качествах своих коллег, об интригах в среде чиновников от науки, о привилегиях, имевших место в Академгородке.
С середины 70-х годов Фет внимательно следил за событиями, происходящими в Польше. Переворот 1980-1981 гг. он воспринял как начало развала "социалистического лагеря". Его книга "Польская революция", написанная по горячим следам, в 1985 году была издана в Париже и Лондоне анонимно. В ней он не только дал глубокий анализ польских событий, но и вскрыл их исторические предпосылки, показал выдающуюся роль интеллигенции в подготовке польской революции и предсказал пути дальнейшего развития этой страны.
Оглядываясь на творческий путь А. И. Фета, можно с уверенностью сказать, что он стоит в одном ряду с самыми выдающимися мыслителями двадцатого столетия. Но одни мыслители выдвигают идеи, созвучные настроениям, господствующим в их эпоху. Они быстро находят признание. Другие мыслители выдвигают идеи против господствующих представлений; такие люди крайне редко обретают славу при жизни. Однако для движения культуры вперёд важнее всего как раз идеи, идущие вразрез с "духом времени"; неисповедимыми путями они пробивают себе дорогу в будущем. Именно таковы идеи Абрама Ильича Фета, не умевшего и не желавшего "идти в ногу со временем". Мы уверены, что его идеям суждена долгая жизнь.
А. В. Гладкий, Л. П. Петрова, Р. Г. Хлебопрос