И. Домальский (1903 — 1978)
(псевдоним; настоящее имя Михаил Давидович Байтальский; 1903, село Черново, Одесская губерния, — 1978, Москва), поэт и публицист.
Участник гражданской войны, один из комсомольских активистов на Украине. Сочинил (совместно с М. Елько) популярную в свое время песню «По морям — по волнам». В 1929 г. был обвинен в троцкизме, арестован и провел в заключении несколько месяцев, затем еще дважды подвергался аресту и находился в лагерях принудительного труда в Воркуте (1936–41, 1950–56). В 20-х гг. занимался журналистикой, публиковался в газетах Харькова и Донбасса. В 1930 г. переехал из Донбасса в Москву, где работал штатным сотрудником газет «Вечерняя Москва» и «Известия». Был солдатом во время Второй мировой войны. После демобилизации работал слесарем в Ейске. Находясь в заключении, Домальский начал писать стихи (приблизительно с 1951), в которых выражал свою страстную тоску по земле Израиля. Эти стихи были нелегально вывезены из СССР и опубликованы под псевдонимом Д. Сетер в Израиле с параллельным переводом на иврит под общей редакцией А. Шлёнского и М. Шарета («Придет весна моя», 1962, 2 изд. — 1975).
В 1956 г. Домальский был реабилитирован и переехал в Нальчик, где начал писать воспоминания — летопись крушения иллюзий своего расстрелянного поколения. Отдельные главы «Воспоминаний» были опубликованы в Москве в самиздатском (см. Самиздат) журнале «Евреи в СССР» (№17, 1979) и в Израиле в журналах «Время и мы» (№11, 1978) и «22» (№5, 1979).
В 1970 г. Домальский переехал в Москву и под различными псевдонимами активно сотрудничал в общедемократическом и еврейском самиздате: А. Аронович, «Ближнее и дальнее /заметки о еврейском вопросе в СССР/» (переиздано — «Политический дневник», №11, 1975, Амстердам); Красиков, «Товар номер один» (переиздано — «Двадцатый век», №2, 1977, Лондон); «Отцы, дети и, вероятно, внуки» и «Религия государства» (переиздано — «Поиски», №3–4, 1979/80, Н.-Й.). В 1975 г. была опубликована книга Домальского «Русские евреи вчера и сегодня» (Т.-А.). В 1977 г. он написал социологический очерк «Новое в антисемитизме», который вошел в сборник «Антисемитизм в Советском Союзе. Его корни и последствия» (Т.-А., 1979). В этих книгах Домальский сумел вскрыть и объяснить механизм официального советского антисемитизма.
По воле Домальского его прах в 1979 г. был привезен в Израиль и захоронен в киббуце Глил-Ям близ Герцлии.
(КЕЭ, том 2. Кол. 369–370)
В 1956 г. Домальский был реабилитирован и переехал в Нальчик, где начал писать воспоминания — летопись крушения иллюзий своего расстрелянного поколения. Отдельные главы «Воспоминаний» были опубликованы в Москве в самиздатском (см. Самиздат) журнале «Евреи в СССР» (№17, 1979) и в Израиле в журналах «Время и мы» (№11, 1978) и «22» (№5, 1979).
В 1970 г. Домальский переехал в Москву и под различными псевдонимами активно сотрудничал в общедемократическом и еврейском самиздате: А. Аронович, «Ближнее и дальнее /заметки о еврейском вопросе в СССР/» (переиздано — «Политический дневник», №11, 1975, Амстердам); Красиков, «Товар номер один» (переиздано — «Двадцатый век», №2, 1977, Лондон); «Отцы, дети и, вероятно, внуки» и «Религия государства» (переиздано — «Поиски», №3–4, 1979/80, Н.-Й.). В 1975 г. была опубликована книга Домальского «Русские евреи вчера и сегодня» (Т.-А.). В 1977 г. он написал социологический очерк «Новое в антисемитизме», который вошел в сборник «Антисемитизм в Советском Союзе. Его корни и последствия» (Т.-А., 1979). В этих книгах Домальский сумел вскрыть и объяснить механизм официального советского антисемитизма.
По воле Домальского его прах в 1979 г. был привезен в Израиль и захоронен в киббуце Глил-Ям близ Герцлии.
(КЕЭ, том 2. Кол. 369–370)